Характер. Насколько справедливо утверждение о том, что «характер -судьба человека»

контрольная работа

3. Рассмотрите, насколько справедливо утверждение о том, что противоречия и парадоксы управления в современном обществе имеют психологические причины. Ответ проиллюстрируйте

В любой компании важнейшим вопросом является принятие решений. Еще со времен Ф.У. Тейлора ставился вопрос о том, нужно ли допускать простых работников к участию в принятии решений. Высказывалась мысль о том, что "пускай рабочий думает, но не решает!". Д. Катц и Р. Кан отметили: "Если у рабочих нет известной свободы в решениях, участие может стать неэффективными или превратиться в бумеранг. Если их заставляют тратить время и энергию на обсуждение пустяков, в то время как важные вопросы остаются под запретом, это может их только привести в ярость"

Американский социальный психолог Д. Мак Грегор заявлял, что "... если работникам позволят влиять на решения, их касающиеся, то скоро они захотят участвовать в таких решениях, до которых им нет дела".

Многие управляющие понимают, что работники способны к изобретательской деятельности, но изобретения являются своеобразным "оружием" против ускорения работы по сравнению с установленной нормой. Умные и думающие руководители понимают, что промышленность очень много теряет, лишая рабочего творческого отношения к труду.

Многое из того, что персонал знает о работе техники на предприятиях, он пытается скрыть от своих руководителей, чтобы использовать эти знания против повышения норм выработки. Между рабочими и администрацией на зарубежных предприятиях идет непрекращающаяся "тихая война", которая снижает эффективность деятельности организации.

Для организации наиболее выгодным считается умеренное сочетание соперничества и сотрудничества, как определенных стратегий поведения. Самыми желательными для руководителей являются такие группы работников, которые готовы идти на сотрудничество. Если в группах преобладающей является стратегия соперничества, то это является благодатной почвой для возникновения конфликтов.

Противоречием в системе управления является также явление солидарности рабочих. С одной стороны, она рассматривается как сплоченность рабочих в условиях производственной деятельности, а с другой стороны, ее можно рассматривать как наличие собственной иерархии, наряду с управленческой, которая узаконена социальным статусом менеджера.

Исходя из различного поведения работников, необходимо применять дифференцированный подход как к отдельному исполнителю, так и к целым группам, внутри которых имеется свой неформальный лидер.

Ярким проявлением управленческого противоречия является отсутствие положительной связи между удовлетворенностью трудом и производительностью труда отдельно взятого работника. Как показали отечественные и зарубежные исследования, нет гарантии того, что неудовлетворенные работники трудятся хуже, чем удовлетворенные.

Противоречия в деятельности руководителя

1. Деятельность руководителя проходит в условиях наличия строго структурированных планов (стратегических, тактических, оперативных), осуществляемых людьми.

2. Дилемма выбора руководителем тактик решения поставленных целей между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями.

3. Положение руководителя в организации в условиях постоянно меняющихся внутренних и внешних переменных может поставить под сомнение его компетентность, которая может не соответствовать новым условиям деятельности.

4. Отсутствие адекватной оценки способностей и личностного роста руководителя в условиях постоянно меняющихся организационных ситуаций.

5. Выбор неэффективных стратегий поведения руководителем в условиях решения управленческих конфликтов.

6. Принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей.

7. Строгое требование выполнять инструкции в ущерб стремлению работников проявлять творчество.

8. Рассогласование индивидуальной мотивации руководителя, ориентированного на достижение успеха в деятельности, и отсутствие положительной мотивации поведения работников.

Из анализа литературы по вопросам практического менеджмента следует, что руководители ценят в себе в большей степени профессиональные и деловые качества. Оценка своих личностных свойств уходит на второй план, а критика в свой адрес удаляется на самое последнее место.

На первое место в этой оценке ставят личностные качества, которые показывают отношение руководителя к работникам в высказываниях такого типа: "приятный в общении", "внушающий доверие", "отзывчивый" и т.д.

По мере повышения статуса руководителя число критических оценок в адрес подчиненных резко возрастает. Интерес руководителя к персоналу заключается, главным образом, в профессионально-деловых качествах работников. При этом увеличивается количество негативных оценок в адрес исполнителей по сравнению с позитивными.

Это проявление психологического фактора обезличенного взгляда руководителей на подчиненных. Индивидуальность работника нивелируется, что отрицательно характеризует руководителя.

Если же руководитель переходит в другую профессиональную категорию со снижением его статуса, то его оценки быстро изменяются как по отношению к вышестоящим менеджерам, так и к персоналу. В центр его внимания попадают уже не профессиональные качества руководителя, а поведенческие реакции. Он будет теперь оценивать, как его руководитель общается с исполнителями, насколько он к ним внимателен, доброжелателен, готов ли помочь в трудной ситуации, насколько справедливо оценивает трудовой вклад работников.

Область межличностных отношений всегда остается для руководителя постоянной сферой неопределенности в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней не очень уверенно.

Получив отрицательную оценку, работник непроизвольно снижает активность в труде, отказывается от инициативы.

При положительной оценке работника повышается мотивационная сфера, желание трудиться лучше. Руководители, обладая определенным статусом, несут на себе морально-психологическую нагрузку в виде права на оценку своих подчиненных и результатов их труда, от которой в значительной степени зависит трудовая активность персонала.

В конечном итоге организация служит людям, но, если она начинает работать в режиме сбоев, тогда люди будут вынуждены изменить ее.

На рисунке 1 показана организация деятельности группы по успешному выполнению целей компании, а в таблице 1 -- факторы, способствующие устранению противоречий внутри управления организацией.

Анализ влияния социальных и психологических моментов на процесс старения

Как указывалось выше, проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются обычно как следствие индустриализации и урбанизации. По мнению Т. Харевен, такие объяснения достаточно упрощенны...

Влияние чувства социальной безопасности и тревожности на успешность учения у старших школьников

Безопасность - состояние защищенности человека от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие...

Внутрисемейные отношения в неблагополучных семьях

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например...

Восприятие красоты и привлекательности мужчин и женщин

Анализ, проведенный в конце 90-х годов, показал, что существует ряд универсальных критериев красоты для любых культур - европейских, азиатских, африканских. Прежде всего, лицо должно быть чистым, без рубцов и пятен...

Девиантное поведение как проблема социальной работы

Особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности и коллектива, личности и группы

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений. От того...

Особенности принятия себя и других у студентов ВУЗа

Особенности принятия себя и других у студентов высшего учебного заведения

Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных...

Психологические особенности формирования антитеррористического сознания у студентов ВГИ (филиал) ГОУ ВПО "Волгоградский Государственный Университет"

Психологические особенности формирования никотиновой зависимости в подростковом и старшем школьном возрасте

Во введении обосновывается актуальность темы, представлены цель и гипотезы исследования, определены задачи, методы, этапы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту...

Психолого-педагогические основы конфликтов в молодой семье

Семья как социальный институт возникла в процессе развития общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями...

Семья и подростковая делинквентность

Эта проблема существует столько, сколько существует сама преступность и остается одной из острейших и трудно разрешимых. Однако прежде, чем мы приступим к анализу ситуации в сфере подростковой преступности, рассмотрим...

Современные представления о социализации мужчины в современном обществе

Считается, что физический уход, выхаживание и заботу о детях осуществляет мать, а дело отцов - защита от внешних опасностей и, в большей или меньшей степени, жизнеобеспечение, и, по мнению мужского пола это в какой-то степени верно и...

Социальная роль психотерапии

Для выявления роли психотерапии в современном обществе было проведено социологическое исследование. Обследованная группа включала 25 человек. Среди женщин преобладали лица в возрасте от 26 до 35 лет, среди мужчин Ї от 18 до 25 лет...

Насколько справедливо утверждение о том, что «характер -судьба человека»? Дословный перевод этого слова с греческого - «печать», которая, словно поставленное на лбу клеймо, метит жизненный путь человека.

Характер - система психических качеств, образуемых на онтогенетической основе складывающихся в общении отношений человека к себе и социально-культурной среде, которые находят выражение в эмоциональных реакциях, состояниях, индивидуальных способах волевой саморегуляции и стереотипах поведения.

Отношения преобразуются в установки их однообразного претворения в общении, составляя реактивный, уже не контролируемый человеком слой коммуникативных качеств характера.

Кроме привычек характера, структуру коммуникативных функций, выполняющих задачи адекватного общения, опосредуют особенности мотивации и интеллекта, вносящие либо ситуативно-актуальную, либо заранее продуманную целесообразность уже не реактивного, не стереотипного поведения.

В межперсональных отношениях различают мотивационный, эмоциональный, когнитивный компоненты и собственно поведенческий, который их выражает (В.Н. Мясищев). В зависимости от того, какое из системных образований психики (характер, интеллект или мотивация) становится доминирующим, можно говорить о поведении, обусловленном стереотипами характера, особенностями интеллекта или фактором мотивации.

Наконец, сами отношения складываются преимущественно на врожденной основе или изменяются в результате социальных условий образа жизни, влияния других людей или значимых событий. В этой связи волевая регуляция потребностей, эмоций, составляющая суть формирования зрелого характера, может, например, зависеть как от природного темперамента, так и сознательного тренинга волевых способностей.

Психическое развитие человека происходит в определенных средах:

Собственная (биологическая) среда созревания структур организма (задатков индивида). Подчинена психогенетическим, психофизиологическим, психосоматическим, нейропсихологическим, психобиохимическим закономерностям.

Внешняя среда развития личности - природно-геологическая (биосфера, ландшафт), социальная (политика, экономика, межперсональные отношения), культурная (ноосфера), космическая. Подчинена природно-эволюционным, социально-революционным, историческим и кармическим закономерностям.

Внутренняя (собственно психологическая) среда развития индивидуальности (отношения между сознательными и бессознательными процессами, между системами интеллекта, мотивации, характера, образующие механизмы психического развития).

Взаимодействие сред в норме психического развития выражается в трансформации биологических задатков в психические способности, происходящей во внешней среде в процессе адаптации к ней за счет гибких звеньев (аккомодация, обучение) и жестких (ассимиляция, изменение внешней среды благодаря развитым способностям).


Рассмотрим становление характера в онтогенезе.

Первый этап закладки характера - эмоциональный.

Генетическая программа бессознательной психики индивида изначально включает в себя сенсомоторные реакции на раздражители внутренней среды (ощущения, связанные с потребностями организма, которые запускают вегетативные реакции гладкой мускулатуры внутренних органов, инстинкты поискового поведения) и на раздражители среды внешней (например, оборонительный рефлекс, рефлекс свободы).

В материнской утробе плод реагирует на внешние раздражители (толчки, звуки) опосредованно через толщу матки и околоплодные воды, а на внутренние - через психофизиологическое состояние матери и связанный с ним биохимический состав ее крови.

Эмоции, которые испытывает мать, сопровождаются выделением в кровь специфических для страха, гнева и удовольствия биологически активных молекул. Плод, кровеносная система которого сообщается с материнской через плаценту, получает те же эмоциональные ощущения, что и мама. Кроме того, эмоциональный комплекс бессознательной психики изначально, генетически оснащен нейронными центрами, программами агрессии, гнева и наслаждения, удовольствия, а во время рождения ребенок получает первый непосредственный опыт боли и страха.

Пренатальный и перинатальный опыт стресса, положительных и отрицательных эмоций, вкупе с особенностями наследственности, определяют установки слабой беззащитной позиции индивида (страх), сильной агрессивной позиции отпора и нападения (гнев) и позиции психофизиологического комфорта (удовольствие) - почву коммуникативных качеств стресстолерантнос-ти и эмоциональности темперамента индивида.

В отечественной психофизиологии и психологии темперамент понимается как врожденная система психических свойств, тесно связанных с конституцией нервной системы (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, B.C. Мерлин). Как относительно самостоятельная биопсихологическая категория индивида она не зависит от вида деятельности и ее мотивации. Свойства темперамента (мера потребности в интенсивной и разнообразной деятельности, скорость сенсомоторных реакций, эмоциональность, направленность активности, обусловленная индивидными порогами ощущений) детерминируют особенности динамики психических процессов. Таким образом, речь идет о врожденном уровне энергетики организма и механизмах ее регуляции, определяющих природу темперамента.

Мощным дополнительным источником энергии процесса возбуждения и специфическим регулятором активности являются эмоции. Эмоциональные отношения закладываются бессознательно в периоды вынашивания плода, в родах, в младенчестве. И этот начальный онтогенетический пласт психики - самый мощный, определяющий на многие годы вперед процесс формирования характера. Видимо и поэтому, а не только в результате действия генетических программ, разлученные однояйцовые близнецы, воспитанные в разных социальных средах, во многом совпадают характерологическими свойствами (Бошард Т., Ликкен Д., 1990).

Второй этап - развитие на основе темперамента, а также социальной средой ухода за младенцем первичных черт характера (индивидуация врожденных задатков).

Согласно Г. Олпорту, черта характера определяет однообразное поведение в ответ на разные ситуации. Стереотипы поведения нарабатываются в связи с установками отношений. Установки отношений формируются как на бессознательном уровне, так и сознательно. Тот или иной уровень реализуется в зависимости от мотивации, внешних условий, психического состояния, объекта коммуникации. В этой связи могут иметь место: бессознательная эмоциональная реакция темперамента на ситуацию или интеллектуальная адаптация к ней и волевой способ преодоления фрустрации. Таким образом, чем больше черт в структуре характера, тем он более адаптивен, гармонично развит, и напротив, чем меньше способов приспособления к разнообразным ситуациям, тем меньше развито в характере черт, тем более он акцентуирован в неадекватном использовании одних и тех же способов поведения.

Ряд свойств нервной системы индивида прямым образом влияет на динамику психических процессов (темперамент). Например, активационная способность ретикулярной формации головного мозга - на активность, работоспособность, а инертность или подвижность нервных процессов - на ригидность или пластичность процессов психических. В свою очередь, первичные черты характера формируются в неразрывной связи с темпераментом.

Так, в периоды новорожденности и младенчества активность темперамента ребенка способствует преодолению трудностей доступа к соску из неудобной позы, его удержания (при небрежном, невнимательном кормлении грудью), формированию чувства уверенности, мотивации достижения и стереотипа преодоления препятствий двигательно-поисковым способом. Образуется первичная установочная бессознательная волевая черта, включенная в темперамент активности, оформляющая опытом операции инстинктивно-рефлекторную сенсомоторную реакцию.

Стресстолерантность в комплексе с активностью и эмоциональностью бесстрашия подготавливают базу адаптации развитием таких волевых черт характера, как инициативность, решительность, смелость.

Эмоциональность, так же, как и активность, считается качеством темперамента. Потребность продлить эмоциональное состояние, повторить его формирует черты азартности, стрессофилии - темперамента-характера любителей острых ощущений.

Биологические врожденные поломки механизмов регуляции эмоций резко ограничивают возможность гармонического развития свойств темперамента, формируют в его тесном русле характер весьма избирательных отношений и маловариативных способов адаптивного поведения. Известны акцентуированные темпераменты-характеры (К. Леонгард): настроения - гипертимический (повышенный уровень активности и настроения), дистимический (пониженный уровень активности и настроения), аффективно-лабильный (маятник активности и настроения); постепенного накопления эмоциональной напряженности и ее взрывной (эксплозивной) разрядки - возбудимый (аффект гнева); стремительных взлетов и падений настроения - экзальтированный (аффекты восторга и разочарования); длительной отрицательно эмоциональной напряженности - застревающий и другие.

Активность темперамента может изначально направляться вовне, организуя сенсомоторику как экстравертированное поведение, или получать интровертированное свойство внутренней активности (рефлексии). Изначально направленность психической активности задает эмбриональная биохимическая память психофизиологических состояний, положительного или отрицательного отношения к внешней среде обитания, бессознательной установки на контакт или изоляцию от нее. В «госпитальном» младенчестве, лишенном материнской заботы, плач, вегетативная буря, ощущение дискомфорта, общее мышечное напряжение (компоненты отрицательно эмоционального состояния) сосредоточивают активность на организме, интровертируют ее. Напротив, получение удовольствия от тактильной общности с матерью - ведущая потребность социальной ситуации адаптации младенца, развития первичной коммуникативной черты экстравертированного характера, включающего в себя свойства доверчивости, общительности, открытости внешнему миру.

В младенчестве начинается социализация двигательного компонента эмоций имитацией эмоционально-выразительных движений лица взрослых, интонаций их голоса. Происходит собирание эмоциональных коммуникативных знаков в «комплекс оживления». Упущенный сенситивный период развития эмоциональных способов общения (если нет врожденного аутизма), дефицит эмоционального компонента адекватных отношений и приемов их выражения - стартовая позиция шизоидного характера, из которого изъят компонент эмпатии, сопереживания.

На третьем этапе происходит формирование средой воспитания вторичных черт характера.

Вне связки с темпераментом, вследствие происходящей анатомо-функциональной асимметрии головного мозга младенца, выделения послушного речи, командам родителей левого полушария, подготавливается почва конформного характера. Овладение ребенком в конце младенчества навыками ходьбы, расширение двигательной воли, напротив, создает тенденцию формирования эгоцентрических черт управления родителями.

К концу первого года жизни ребенок на собственных ногах выходит из манежа в многообразный предметный мир домашнего пространства и уличного дворика. Начинается раннее детство. Предыдущая стадия потребностной психической реактивности организма, на сигналы которой реагировали родители, переходит в стадию мотивационной психической активности. Во-первых, ребенок теперь может сам выбирать в доступном предметном мире то, что его привлекает (ситуативные мотивы-стимулы). Во-вторых, помимо того, что его теперь обучают навыкам самообслуживания, родители строго предупреждают, какими предметами ему нельзя пользоваться (знаемые мотивы поощрения и наказания).

В этом возрастном периоде развития, в связи с овладением предметной деятельностью, ее задачи и механизмы начинают расходиться с коммуникативными задачами и механизмами поведения. В предметной деятельности развивается интеллект наглядно-действенного мышления. В поведении воля подчиняет себе, включает в себя ранее безграничную власть эмоций.

Самоконтроль, саморегуляция отправлений организма (навыки личной гигиены); негативизм, упрямство, сопротивление требованиям родителей - первые волевые черты характера индивидуальности, не зависимые от темперамента индивида.

В дошкольном возрасте в подражании, в знаемых мотивах формируются вторичные характерологические черты морали и эти-

кета нормативного поведения, лидерские качества экстраверти-рованной воли управления сверстниками. Происходит примерка на себя личин взрослых людей, имитация социальных функций и статусных отношений в ролевых играх, интериоризация поведения сказочных персонажей, наставлений родителей «что такое хорошо и что такое плохо». Робкие, боязливые дети предпочитают общаться в виртуальном компьютерном мире, еще более усугубляя интровертированное свойство своего характера.

В младшем школьном возрасте вторичные черты характера обогащаются прилежанием, ответственностью, с одной стороны, и лицемерием, с другой, благодаря доминированию в регулятивной сфере психики механизма социальных оценок, оправдания ожиданий (экспектаций), внешнего локуса контроля поведения.

На этом заканчивается благоприятный для воспитания период социальной адаптации ребенка. Упущенный сенситивный период социальной ситуации формирования вторичных адаптивных черт характера заполняет пустоты несформированной личности безволием, безответственностью, аморальностью поведения.

Четвертый этап : развитие третичных черт характера в фокусе интернального локуса контроля {индивидуализации), самостоятельности, взятия ответственности за последствия своего поведения на себя (самовоспитание воли, брачные и трудовые ролевые коммуникации личности).

В возрасте половой зрелости подросток сравнивает себя с кумирами взрослого мира. Идеальный образ Я перемещается из внешнего во внутренний локус самооценки, ответственности за воплощение желательного имиджа в реальном. Мотивации поведения тем самым преобразуются из формальных (знаемые мотивы) в субъективно значимые, насыщенные переживанием, ценностями Я-бытия, наделяющие поступки собственным смыслом.

Коммуникации пропитываются духом соревнования, наполняются агрессией конфликтов, конфронтации. В характере развиваются черты экстравертированной воли преодоления внешних барьеров.

Дефицит возможностей и способностей при возросшей эффективности нереализованных желаний направляет усилие на компенсацию собственных недостатков, самовоспитание, развитие воли преодоления своих слабостей. Согласно девизу позитивной психотерапии Милтона Эриксона, в каждом минусе можно найти свой плюс. Такого рода интровертированную волю компенсации питают бьющие во внутреннем мире психики ключи переживаний.

Пережить трудную ситуацию адаптации значит преодолеть ее внутренней психической работой. Еще в дошкольном возрасте в связи с появлением образного мышления стартует способность к рефлексии, воспроизведению событий, жизненных ситуаций прошедшего времени по памяти, их волнующему неоднократному просмотру и произвольной реконструкции на внутреннем экране, а также к воображению предстоящих сцен жизни в будущем или к вневременным фантазиям. Однако до подросткового возраста всю борьбу со стрессами берет на себя бессознательный механизм психологической защиты от эмоционального напряжения. Только с появлением смыслообразующей мотивации ее фрустрация переживается, даже продлевается как необходимое для адаптации состояние страдания. Теперь ведущими осознанными эмоциональными переживаниями становятся чувства.

Чувства - сочетание актуальной потребности, установочных отношений, сценарных образов событий, ощущаемых заново (или предвкушаемых), эмоций радости, страха или гнева, их оттенков (от удовольствия до экстаза, от беспокойства до ужаса, от раздражения до ярости). В чувстве остается неизменной основой установочное отношение, все остальные слагаемые ситуативно изменчивы. Например, чувства тщеславия (установка на восхваление), гордости (установка на самоуважение) запускаются по актуальной потребности, наполняются событийными сюжетными образами, ощущаются как положительные или отрицательные эмоции в зависимости от поощрения установочной потребности или ее фрустрации.

Следует обратить внимание на то, что автор понимает «рефлексию» в широком значении этого слова как отражение отраженного. В этой связи можно выделить рефлексию эмоций (отражение ощущений в положительном или отрицательном отношении к ним), рефлексию чувств (отражение эмоций в сюжетных образах), рефлексию мыслей (отражение образов в знаках).

Воля подростка начинает регулировать отношения и интегрировать в себе коммуникативные качества третичного характера индивидуальности.

Воля - качество произвольности, самоконтроля и саморегуляции, управления автоматизмами внутренней среды и реактивными эмоциональными состояниями, преобразования поведения, характера, мотивации, деятельности (интровертированная воля), прирастающее по мере превращения бессознательных психических процессов в осознанные. А также качество преодоления внешних препятствий на пути реализации потребностей, мотивов, целей (экстравертированная воля).

В онтогенезе первично развивается экстравертированная воля темперамента (активности), зависящая от энергетики (силы) потребности. К ней присоединяется бессознательная реактивная воля охраны границ «Я-сам» (образовавшейся индивидуальности) от посягательств социума.

Бессознательная интровертированная воля берет начало в структуре Сверх-Я (во внешнем локусе контроля, мотивации порицания и похвалы, наказания и награды) в связи с развитием навыков личной гигиены ребенка, благодаря произвольной регуляции сфинктеров мочевого пузыря и кишечника. В подростковом возрасте интровертированная воля направляется на компенсацию недостатков (комплекса неполноценности) внешности, характера (преодоление лени, трусости, робости и т.д.). Это осознанный, целенаправленный тренинг (регулируемый внутренним локусом контроля самопоощрения и самонаказания), процесс самодостраивания личности, переконструирования характера. Самосовершенствование побуждается самосознанием неприятия реального образа Я (в сравнении с идеальным), переживаниями несовершенства, которые силой своих чувств питают энергию мотивации достижений.

В дальнейшем качество произвольности воли будет прирастать самоактуализацией, преодолением «слепой» бессознательной эффективности желаний, страхов, сомнений, стереотипов, внушений благодаря знаниям, следованию объективным закономерностям, вскрытым логическим, абстрактным мышлением (а также благодаря нравственным убеждениям и творчеству).

В юношеском возрасте сверхсознание наполняется духовными идеалами дружбы и любви, определяющими коммуникативные черты третичного характера интимного общения.

В подростковой и юношеской психике (с появлением смыслообразующих мотивов) завершается становление мотивационной сферы. От мечты и фантазии человек переходит к реализации мотивов в самостоятельной учебно-профессиональной и трудовой деятельности, к стадии доминирования целевой психической активности.

Молодость и зрелость насыщают характер третичными чертами профессионально значимых качеств, знаниями и навыками группового взаимодействия, социально-ролевой компетенцией брачных и родительских коммуникаций (сплоченность, совместимость, компромисс, альтруизм и др.). Интеллект на стадии целевой психической активности контролирует коммуникативные черты третичного характера, предупреждая неадаптивные аффективные вспышки, отвергая объективно неисполнимые желания. Субъективную значимость аффекта поведения интеллект регулирует объективным значением условий достижения цели.

Помимо интеллектуализации характера возможна другая линия развития третичных черт - духовная. Она связана с персонификацией (экологизацией) зрелой личности, ограниченной ранее узко прагматическими социальными ценностями (богатство, слава, власть), с самоактуализацией не реализованных духовных (эстетических, гностических, альтруистических) задатков индивидуальности.

Пятый этап : ревизионный характер. Опыт непоправимых ошибок, невозможность продолжать профессиональную деятельность, невозвратимые потери близких, хронические обессиливающие болезни, возвращение в старости к возрасту состояния беспомощности и полной зависимости от других, подготовка к смерти побуждают человека к пересмотру прежних установок, отношений, к перестройке характера.

На протяжении всей жизни онтогенетические пласты адаптивных черт характера не исчезают, погребенные новообразованиями. С одной стороны, они вступают в системное взаимодействие (по принципу структурного единства, функциональной иерархии и координации), образуют «плеяды» разноуровневых свойств (Б.Г. Ананьев), интегрируются в целостной индивидуальности (B.C. Мерлин).

С другой, динамической стороны, подобно землетрясению, экстремальные ситуации резко меняют отношение к жизни и, вслед за этим, характер человека. Или, если они случаются в дебюте формирования характера, навсегда определяют аффективное отношение к бытию. С психофизического состояния начинается формирование адаптивной черты характера, им же механизм адаптации, изменения структуры характера запускается вновь и вновь.

Характер - реактивное структурное образование психики. Составляющие его черты проявляют себя в стереотипах поведения. Стереотип представляет собой ригидное единство установки (отношения) и способа ее реализации.

Труднее всего изменять привычные реакции поведения (как известно, двигательная память самая прочная), особенно людям с аффективной психикой (эмоциональная память на втором месте по устойчивости после двигательной).

Аффективность - следствие стрессового психофизического состояния временной дезадаптации, субъективной значимости ситуации для удовлетворения актуальной потребности в отсутствии знаний, умений и навыков адекватного поведения.

Преобладание когнитивного компонента отношений позволяет программировать поведение, оперативно исправлять ошибки. Познавательные способности объективируют ситуацию, направляют поведение на решение задачи с учетом конкретных условий.

Изменить черту характера означает, прежде всего, изменить отношение к себе, окружающим людям. Отношения меняются в связи с переменой образа жизни, эмоциональными потрясениями или получением знания, побуждающего к переосмысливанию прежних представлений.

Из 50 страниц памфлета только 10 не содержат «текстового и визуального дуализма». Но это было сделано с тем, чтобы усилить образный ряд, связанный, прежде всего, с преступлениями НКВД (в тексте – ГПУ), голодомором и другими злодеяниями сталинизма.

Перед глазами читателя встают портреты «еврейских комиссаров», евреев из гетто (в Генерал-губернаторстве), государственных деятелей (Черчилля, Рузвельта, Ла Гуардия, Сталина), поддерживавших, по мнению национал-социалистов, политику еврейской мировой экспансии. Между ними, как убеждает памфлет, нет никакой разницы: «Все они – подельники и члены одной преступной шайки». Всем этим «унтерменшам» противостоят европейцы, начиная от простых людей (молодого итальянца, испанского рыбака, голландского моряка) и заканчивая военными (офицерами вермахта, СС, люфтваффе и кригсмарине). Они – защитники всего «доброго и хорошего, что есть на этом свете»

К слову сказать, авторы брошюры положительно отзываются о славянах, в частности – о болгарских крестьянах. Далее, где идёт сравнение бытовых условий, в которых живут европейцы и граждане СССР, с похвалой говорится о словацкой молодёжи. Наряду с этим памфлет пробуждает в читателях чувство жалости, особенно когда приводятся снимки, где запечатлены голодные, умирающие русские дети. Для усиления чувственного эффекта используются словосочетания «несчастное существо», «бедное маленькое создание», «малыши посреди ужаса» и т. д. Таким образом, пропагандисты вызывают ощущение сопереживания («даже столетия не в силах осушить это море выплаканных детских слез»).

Материалистический подход к жизни, установленный в СССР, давал немало поводов для немецкой пропаганды. Например, под «увеличительное стекло» нацистов попала проблема борьбы с религией. В брошюре ей отводится целых четыре страницы. Эсэсовцы поместили снимки с разрушенными и оскверненными церквями, с храмами, чьи помещения оборудованы под склады. В отличие от «арийской Европы», где верят в Бога и каждому оставляют право на религиозную свободу, в СССР евреи и прочие «недочеловеки» разграбили церкви, а там, где «храмы вызывали раздражение больше всего» – их взорвали.

Тема преступлений большевизма – финальный аккорд брошюры. Здесь пропагандисты не жалеют чёрной краски. Ключевыми словами тут выступают «террор», «ужас», «пытки», «садизм» и «палачи».

Необходимо отметить, что тема военных преступлений и преступлений против человечности во время войны всегда была и будет козырной картой пропагандистских структур любой воюющей страны. Это – одно из эффективных средств манипулирования сознанием. С его помощью можно вносить раскол среди людей, которые по стечению различных обстоятельств попали на оккупированную территорию, и теперь их нужно настроить против государства, где они родились и жили. Можно вызывать ненависть у солдат своей армии, воюющей в чужой стране (что и делается в эсэсовской брошюре). А можно приписывать все преступления противнику, мобилизуя население на борьбу против оккупантов (именно этим занимались советские пропагандисты, отрицая какую-либо причастность СССР к убийствам во Львове, Самборе, Добромиле, Луцке, Кременчуге, Злочеве и в других местах).

Приводя фотографии изуродованных детей, изнасилованных и убитых женщин, эсэсовцы искусственно вызывали два чувства – сострадания и ненависти. Но на первое место они ставили ненависть. Она задаёт фон («террор и ужас – последние элементы устрашения, используемые недочеловеком»), она заставляет присмотреться к деталям преступлений («сотни тел, разорванных в тесных тюремных камерах на куски… изрезанных в припадке кровожадности…»), она же предупреждает («так же, как этих русских женщин, заставят плакать и вас, женщины Европы!») и она же призывает ко мщению («Европа! Защити себя!»). Только на одной странице, где вновь появляются снимки скорбящих и утирающих слезы людей, мотив ненависти сменяется состраданием («ужасно неописуемо горе отцов, матерей, жён, невест, детей и сестёр с братьями, у которых безо всякой вины жестоко отобрали самое дорогое и любимое на свете»).

Пропагандисты СС не связывали понятие «унтерменш» со славянами и русскими. «Недочеловеком» мог быть «большевик», «комиссар» и т. д. Разъяснения на это счет были, кстати, даны в одном из эсэсовских циркуляров об употреблении слов «русский» и «красноармеец» («Rotarmist»). Согласно этому документу, германской прессе и радио «принципиально вменялось в обязанность говорить не о России и русских», а называть военнослужащих РККА «советскими солдатами и красноармейцами». Эта же тенденция проглядывается и в брошюре.

Концепция «еврейского большевизма», нашедшая своё отражение в брошюре «Недочеловек», по мнению целого ряда исследователей, была призвана подтолкнуть эсэсовцев к уничтожению «славянских народов» СССР. Однако, в представлении немцев, уничтожения в первую очередь заслуживали евреи. Русские, утверждали национал-социалисты, были порабощены евреями.

Итак, памфлет «Недочеловек» не являлся руководством по истреблению славян. В принципе подтвердил это сам глава СС во время встречи с генерал-лейтенантом Андреем Андреевичем Власовым (16 сентября 1944 года). Генрих Гиммлер подчеркнул следующее: «Брошюра, о которой вы мне напомнили, относилась исключительно к „большевистскому человеку“, продукту системы, к тому, что угрожает тем же Германии, что он сделал на вашей Родине. В каждом народе есть „унтерменши“. Разница лежит в том, что в России „унтерменши“ держат власть в своих руках, в то время, как в Германии я посадил их под замок и засовы. Вашей первой задачей является провести ту же самую акцию и у вас в Отечестве». Генерал Власова, насколько известно, данный ответ удовлетворил.

Надо, однако, сказать, что беседа между Гиммлером и Власовым состоялась в последний период войны, когда поражение Германии было предрешено. В этот момент Третий Рейх обращался к любой возможности, чтобы отсрочить катастрофу. И обращение к Андрею Власову, который давно добивался, чтобы РОА приняла участие в борьбе против сталинизма, было весьма симптоматичным. Власов, прямо задавший вопросы об отношении немцев к русским, конечно, был опечален тем, что некоторые в Рейхе считали русских людьми «второго сорта», чему, как думал он, способствовала и эсэсовская брошюра. Тем не менее, на наш взгляд, Власов и его окружение переоценивали влияние памфлета. Уже в начале 1943 года брошюра была изъята практически из всех газетных киосков (хотя спрос на издание оставался).

Тому, что «Недочеловек» исчез из продажи, историки, как правило, дают одно объяснение – памфлет был настолько «вызывающим и оскорбительным», что против него запротестовал даже Йозеф Геббельс, увидевший в нём едва ли не причину сокращения притока рабочий силы в Третий Рейх из занятых областей СССР. Подтверждение этой точки зрения мы можем найти в обзорном докладе по поводу антибольшевистской деятельности Министерства пропаганды от 31 декабря 1944 года. Здесь отмечается: «В отношении же „остарбайтеров“ Восточный отдел стремился, помимо само собой разумеющегося обслуживания пропагандным материалом, улучшить их судьбу и общее положение. К сожалению, почти во всех слоях среди чиновников и прочего населения все ещё господствовало представление, почерпнутое из брошюры „Унтерменш“. Только против одной этой брошюры шла борьба в течение почти целого года, пока удалось добиться её изъятия».

На самом деле брошюра «Недочеловек», как одно-единственное издание, не могла формировать взгляды всего немецкого общества. На этом «поприще» трудились сотни немецких пропагандистов (из ведомства Й. Геббельса, из вермахта, из Управления прессы при Министерстве иностранных дел и т. д.). На оккупированной территории памфлет открыто не распространялся, а если всё-таки туда попадал (по словам А. Казанцева, выпускники Дабендорфской школы пропагандистов РОА увозили с собой на Восточный фронт по нескольку экземпляров), то в ограниченном количестве. В общих чертах брошюра не противоречила знаменитым указаниям Геббельса «О пропагандистском обеспечении европейских народов» (от 15 февраля 1943 года), где говорилось, что «нельзя называть восточные народы… скотами, варварами», а следует подвергать критике Сталина и «чудовищность большевистской системы».

Более того, «Унтерменш» не идёт ни в какое сравнение с некоторыми известными образчиками советской военной пропаганды, наиболее одиозным представителем которой является Илья Эренбург. Тексты, опубликованные им в советских и иностранных газетах в период 1941-1945 годов, совершенно недвусмысленно и откровенно призывали к физическому уничтожению немцев и Германии.

Продолжая сопоставление, приходится констатировать и то, что национал-социалисты никогда (даже и в ходе войны) не ущемляли права русских эмигрантов в том объёме, как это делалось в СССР в отношении немцев, предки которых издавна жили в России. Историк Виктор Кригер замечает, что «массовое поражение в правах и клевета на советских немцев обнажили тот факт, что пропаганда национальной ненависти, шовинистические высказывания и любой способ ущемления немцев не будет наказываться. „Много у нас к этой фашистской сволочи гуманизма“, – такой взгляд на ссыльных немцев был типичен не только для секретаря райкома одной из областей Северного Казахстана».

Будущий литературовед Александр Дементьев в начале 1943 года издал книгу «Реакционная роль немцев и истории России». Год спустя тот же автор опубликовал тщательно подобранные фрагменты произведений классической русской литературы, в которых русские немцы представали в самом неприглядном виде. Эти две книги, как и бесчисленное множество других аналогичных публикаций, «были напичканы предубеждениями, подозрениями и измышлениями различного рода».

Что касается нацистской и эсэсовской пропаганды (в частности, брошюры «Унтерменш») то она, как правило, не была специально направлена против славян. Борьбу с СССР эсэсовцы понимали как устранение «еврейско-большевистской системы», использующей различные народы для сохранения своей власти, – что в целом согласовывалось с общей тенденцией германской пропаганды на Восточном фронте. Немецкий историк Иохен Янссен отмечает, что «нацистская армейская пропаганда постоянно изображала войну против Советского Союза как нацеленную на освобождение порабощенных людей, в конце концов преследующую гуманные цели».

Вместе с тем, поскольку большинство коммунистов относилось к русским, украинцам и белорусам, – война превращалась и в противостояние славянам. Однако это противостояние носило политическую, а не этническую (как в случае с евреями) окраску. Привлечение советских граждан на службу в СС и другие коллаборационистские формирования, безусловно, подтверждает это. Впрочем, сослагательный вопрос о месте славянских народов в послевоенном мире, захваченном национал-социалистами, навсегда останется без ответа.